Формирование кадровой политики организации: принципы, этапы формирования

Формирование кадровой политики организации
Поделиться

Формирование кадровой политики организации: принципы, этапы формирования

Работа с персоналом подразумевает использование определенных методов и норм. Расскажем, что участвует в формировании кадровой политики организации, какие этапы и принципы кадровой политики существуют и что влияет на ее критерии.

Сущность кадровой политики

Кадровая политика – это комбинация способов, инструментов и правил, направленных на управление сотрудниками фирмы. Формирование кадровой политики организации необходимо для обеспечения грамотного и результативного руководства сотрудниками.

В элементы кадровой политики входят:

  1. стиль руководства;
  2. принципы и нормы, принятые в компании;
  3. правила внутреннего трудового распорядка;
  4. коллективный трудовой договор.

Применяются следующие принципы кадровой политики:

  1. принцип единой для всех необходимости достижения целей;
  2. соответствия поставленных задач качествам работника;
  3. индивидуальности;
  4. практических достижений работников;
  5. отбора кандидатов на конкурсной основе;
  6. ротации;
  7. соответствия должности;
  8. регулярности оценки индивидуальных качеств сотрудников;
  9. оценки и повышения квалификации;
  10. соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы.

Это не исчерпывающий список принципов. Существуют и иные.

Цели и задачи кадровой политики

Все цели кадровой политики сводятся к одному – к обеспечению баланса процессов обновления и сохранения персонала в соответствии с потребностями компании, требованиями законодательства и текущими характеристиками рынка труда.

В целом, задачи кадровой политики следующие:

  1. соблюдение норм законодательства в сфере труда;
  2. наполнение штата эффективными сотрудниками, которые соответствуют требованиям их должностей;
  3. формирование приятной атмосферы в коллективе;
  4. разумное распределение нанятых сотрудников;
  5. стимулирование персонала;
  6. разработка системы обучения и повышения квалификации работников.

Возможны также иные цели кадровой политики, которые не противоречат требованиям трудового законодательства.

Факторы, влияющие на кадровую политику

Существуют внешние и внутренние факторы, влияющие на кадровую политику. Рассмотрим обе группы.

Внешние:

  1. текущие характеристики рынка труда – демографическая ситуация, выбранная стратегия в области образования и т.д.;
  2. экономическая ситуация в стране;
  3. технический прогресс – наличие возможностей для повышения квалификации или переквалификации;
  4. правовое регулирование сферы труда и социального обеспечения и др.

Внутренние:

  1. задачи, которые стоят перед компанией;
  2. выбранная управленческая стратегия;
  3. стиль управления и манера руководства;
  4. финансирование мероприятий для персонала.

Могут быть и иные внутренние и внешние факторы.

Основные направления кадровой политики

Выбранные в компании направления кадровой политики связаны с существующими задачами предприятия.

Как правило, меры направляются на следующие области:

  1. управление персоналом фирмы, основанное на стремлении к достижению персональных и общефирменных целей;
  2. грамотный подбор и эффективное использование набранных сотрудников в соответствии с заявленными на предприятии требованиями;
  3. подбор специалистов, тщательная подготовка и проведение обучения для дальнейшей возможности занять руководящую должность;
  4. оценка качества персонала, проведение аттестационных мероприятий, разработка показателей, по которым может проводится оценка труда;
  5. совершенствование знаний и умений работников;
  6. использование стимулирования и мотивации.

Грамотное и продуманное сочетание всех направлений кадровой политики обеспечивает компанию стабильным и профессионально пригодным персоналом.

Этапы формирования кадровой политики

Алгоритм разработки включает конкретные этапы построения кадровой политики:

  1. Проведение подробного анализа для дальнейшего прогнозирования возможностей совершенствования деятельности фирмы.
  2. Определение стратегии, целей и задач фирмы.
  3. Работа по разработке основополагающих принципов подбора и управления кадрами, установление приоритетов.
  4. Утверждение разработанных принципов и приоритетов у руководства.
  5. Донесение внесенных корректировок до сотрудников, сбор и анализ мнений и предложений.
  6. Оценка расходов на внедрение мер кадровой политики.
  7. Произведение работ, связанных с планированием оперативных мероприятий – определение на перспективу потребности в сотрудниках и оптимальной численности работников, создание штатного расписания и т.д.
  8. Внедрение способов, методов и программ по совершенствованию сотрудников, наполнению штата.
  9. Расчет и анализ проведенных мероприятий и выявление недостатков для корректировки управленческих действий.

Важным элементом политики управления персоналом также является разработка разнообразных мер по адаптации работников и их дальнейшая мотивации.

Advego - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов

Источник: https://z-motiv.ru


Поделиться
Закрыть