Мотивация сотрудников: сущность, принципы, структура, цель и критерии

Мотивация сотрудников
Поделиться

Мотивация сотрудников: основные принципы и подходы

Успешные компании и предприятия не добились бы высокого уровня своего развития без понимания, что такое мотивация сотрудников, и не зная основных принципов и подходов к ней. Одним из ключевых направлений кадровой политики любого предприятия должна являться мотивация сотрудников.

Сущность мотивации

Эффективность менеджмента зависит от понимания мотивации сотрудников. Выяснив, что побуждает человека к деятельности, какими мотивами он руководствуется, можно создать эффективную систему воздействия на человека. Для этого нужно выяснить, почему возникают определенные мотивы и каким образом их можно привести в действие, чтобы активизировать работников.

Таким образом, мотивация (от латинского «двигать») является динамическим фактором, побуждающим к действиям.

Принципы мотивации

Разработанная система стимулирования будет эффективной при условии, что руководитель будет соблюдать ряд принципов:

  1. Постановка конкретных целей и задач – работники должны понимать, какие задачи они должны выполнить и чего достичь.
  2. Взаимосвязь целей и вознаграждений – сотрудники должны знать, за какие результаты труда они получат вознаграждение.
  3. Гласность и учет мнений сотрудников.
  4. Мониторинг систем стимулирования в других предприятиях и компаниях.
  5. Изучение ожиданий работников (в ходе опросов и анкетирования).
  6. Оптимальное сочетание материальных и нематериальных методов стимулирования.
  7. Индивидуальный подход в стимулировании – то, что важно для одного сотрудника, не нужно другому.
  8. Применение большей частью положительных стимулов, т. к. преимущество отрицательных стимулов может вызвать в коллективе натянутость и нездоровую конкуренцию.

Структура мотивации

Схематично структуру мотивации можно изобразить таким образом:

Потребность —> Мотивы —> Действия —> Цель —> Потребность

Мотивация неразрывно связана с потребностями человека. Испытывая нужду (биологическую, социальную), человек находится в напряжении и должен предпринять действия для ее удовлетворения. Но на действия его должны направить мотивы, т. е. побуждения к действию.

Благодаря мотивации поведение человека становится целенаправленным. Целью выступает то, что может устранить или уменьшить ощущение нужды в чем-то. Достигнув поставленных целей, у человека возникают новые потребности, на реализацию которых его будут направлять прежние или новые мотивы.

Профессиональная работа позволяет человеку удовлетворить не только насущные потребности (пища, жилье, одежда), но и социальные (карьерный рост, самоутверждение, саморазвитие).

Цель и мотивация

Цель – это то, к чему человек упорно стремится, веря в результат и преодолевая трудности. Путь к достижению цели зависит от сложности самой цели и может быть длительным или коротким, сложным или простым. Возникающие сложности могут поколебать веру в положительный исход. В таком случае один человек опускает руки, принимая неизбежность провала, другой – прилагает новые усилия и приходит к желаемой цели.

На достижение цели огромное влияние оказывает мотивация. Чтобы начать действовать, нужно иметь для этого четкое обоснование. В этом может помочь пошаговая стратегия:

1 шаг: Для чего я это делаю?

2 шаг: Это моя мечта и я обязательно ее исполню.

3 шаг: Что мне мешает и как от этого избавиться.

4 шаг: Мне это нужно во что бы то ни стало.

Advego - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов

5 шаг: Мой конкурент – я сам (нужно сравнивать свои достижения, а не чужие).

6 шаг: Моя мечта уже за поворотом (не стоит притормаживать, а наоборот стремиться достигнуть мечты финальным рывком).

7 шаг: Прошлое мне не мешает (нельзя вспоминать прошлые неудачи).

Критерии мотивации

Степень соответствия, к которой стремится работник, можно назвать критерием мотивации. Благодаря критериям мотивации можно выявить уровень профессиональных знаний и навыков работников, наметить наиболее эффективную систему взаимоотношений между руководителями и сотрудниками.

Основными критериями мотивации считаются:

  1. потребности;
  2. стимулы;
  3. вознаграждение.

Источник: https://z-motiv.ru


Поделиться
Закрыть