Общение как способ коммуникации с обществом

Общение как способ коммуникации с обществом
Поделиться

Правильно выстроенное общение — это необъемлемый вид взаимодействия с обществом, способ получения информации и обмена ею. Избежать ошибок поможет знание форм и типов, видов и функций, которые несет общение.

Общение как метод коммуникации

Общение — это устная или письменная беседа, коммуникация между двумя людьми или группой лиц. Метод передачи знаний и информации имеет особенности, которые следует знать и учитывать для успешного взаимодействия:

  1. Каждый из участников процесса может являться активным субъектом.
  2. В процессе происходит налаживание совместной деятельности.
  3. Специфика коммуникации — значимость общения и обмена информацией для каждой из сторон высокая.

Неотъемлемый компонент обмена знаниями — выработка общего смысла. Для этого требуется принятие, понимание и осмысление полученной информации. Коммуникативный процесс — единство деятельности, общения и познания. Участники влияют друг на друга:

  • эмоционально;
  • с помощью системы знаков;
  • изменением манеры поведения.

В процессе общения в 50% случаев появляются коммуникационные барьеры. Выражается это в сложности связи между общением и отношением. Избежать проблем и разногласий позволяет цель общения. Нормы и ситуации, в которых оно протекает, определяет психологическое состояние человека.

Коммуникацию можно разделить на несколько этапов:

  1. Вход в ситуацию.
  2. Оценка характера коммуникации.
  3. Ориентирование в ситуации.
  4. Своевременное определение задачи беседы.
  5. Оценка психологического состояния участников процесса.
  6. Оценка степени готовности к взаимодействию с окружающими.
  7. Разработка стратегии подхода.

Психология общения предполагает личностный эмоциональный рост. Для этого нужно уметь привлечь внимание к обсуждаемой теме, вывести собеседника на подходящее для ситуации психоэмоциональное состояние. Требуется стимулировать человека на ответную реакцию, чтобы получить новую информацию. Общение — достижение поставленной цели, полноценное включение себя в контакт с окружающей действительностью.

В общественной жизни распространение и получение информации осуществляется с помощью фильтра «доверие — недоверие». В результате правда может быть отторгнута человеком или обществом, а ложная часть воспринята как единственно верная информация.

Виды взаимодействий (трансакций)

Трансакция — это понятие, которое означает психологическую единицу взаимодействия партнеров по общению. В процессе собеседник получает определенную роль и следует заданной форме диалога. Виды взаимодействий:

  1. Параллельные — вопрос и ответ не мешают друг другу, общение протекает спокойно с мягким эмоциональным фоном. Уровень напряжения низкий. Обмен информацией происходит в настоящем времени. Роли могут быть распределены с позиции «взрослый — взрослый» или «взрослый — ребенок».
  2. Пересекающиеся или конфликтные — вопрос и ответ не следуют параллельно друг другу. Примером может служить спор, стремление доказать или отстоять собственную точку зрения. Эмоциональная структура может быть окрашена как в позитив, так и в негатив. Роли собеседников: «взрослый — взрослый», «взрослый — ребенок».
  3. Скрытые (с двойным дном) — собеседники передают друг другу 2 сообщения. Одно из них открытое, то есть определяющее социальный уровень. Роль: «визуально взрослый», «эмоционально взрослый» или «ребенок». Это определяется мимикой и жестами. Скрытое сообщение определяет психологический уровень собеседника. Роли распределяются так: «родитель — ребенок» или наоборот.
  4. Мунипулятивные или угловые скрытые — модель характерна для неожиданных ситуаций, взаимодействия с незнакомыми между собой людьми.

Понять, какой вид взаимодействия используется, можно по выражению лица, голосу, тембру и мимике.

Коммуникативные функции

Во время общения происходит взаимоинформирование сторон. Коммуникативная функция общения реализуется в обмене между людьми, имеющимися знаниями или навыками.

Также обмену подлежат:

  1. интересы;
  2. идеи;
  3. настроения;
  4. чувства;
  5. установки;
  6. эмоции.

Процесс коммуникации призван помогать обретать смысл, обрабатывать и принимать информацию. В этом заключается одна из функций. Другая — обретение единства деятельности, общения и познания. Человек должен научиться контролировать чувства и эмоции, уметь слушать и слышать, понимать основную мысль. Полная и правильная реализация коммуникативной функции общения разделена на уровни. В начале человек и его собеседник входят в контакт, затем они начинают передавать и принимать информацию. В конце возникает стремление понять взгляды и установки каждой из сторон.

Средства при взаимодействии

Информацию передает слово или символ. Для включения в общение взаимодействий применяются дополнительные средства.

Выделяют несколько вариантов:

  1. Вербальное общение включает символы и звуки (речь на родном или понятном языке). В процессе происходит обмен не только информацией, но и чувствами, эмоциями. Значение слов, форма и суть повествования дополняются интонациями, паузами, громкостью, темпом и тембром речи, манерой вести себя с собеседником.
  2. Невербальное общение — жесты, выражение лица, выбранные позы и положение тела, установление зрительного контакта, прикосновения.

Невербальные средства общения подразделяются на несколько типов, которые позволяют ускорить появление взаимопонимания между собеседниками:

Advego - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов
  1. оптико-кинестетическая связь;
  2. паралингвистическая;
  3. экстралингвистическая;
  4. проксемическая.

Основной способ установления доверия — визуальное общение.

Основные составляющие коммуникации

Речь, мимика, эмоциональная окраска — основной компонент формирования общения. Чтобы привнести в информационное поле яркость, снизить или повысить нагрузку, ускорить процесс осмысления, применяются другие составляющие коммуникации:

  1. Стереотипность восприятия окружения.
  2. Первое впечатление (возникает в первые секунды знакомства).
  3. Оценочное суждение — усредненность восприятия (человеку дается ярлык: серая мышка, скромник, обычный, притягательный).
  4. Установка (предубеждение) — характеристика человека искажается под влиянием уже известных данных о личности.
  5. Проекция собственных убеждений, мыслей, устремлений, чувств.
  6. Сравнение и оценка личности с другими людьми или с собой.
  7. Негативное восприятие — акценты расставляются на ошибках или неточностях, которые допускает собеседник в процессе общения.
  8. Эффект ореола — известная позитивная информация заставляет быстрее проникаться доверием, воспринимать полученные сведения, запоминать и воплощать идеи.

Эффект неудачника заставляет отрицать полученную информацию. Если же использовать в процессе коммуникации порядок, тогда при поступлении противоречивой информации человек воспринимает ту, что появилась или была услышана им первой. Составляющим элементом общения являются взаимодействия, стремление сравнить, удивить.

Классификация общения

Коммуницирование — стремление создать и развить контакты между двумя людьми или группой. В процессе применяются несколько структурно-функциональных процессов, которые направлены на реализацию практических навыков, умений и знаний. Классификация позволяет разделить его на группы, определить тип и средство достижения поставленной цели коммуникации.

По целям и содержанию

Содержание — информационный элемент, который передается людям во время контактов с целью обмена опытом и знаниями.

Виды содержания:

  1. Материальное — позволяет удовлетворить активные потребности.
  2. Когнитивное — обмен накопленными знаниями.
  3. Кондиционное — психическое или физиологическое состояние является основой для коммуникации.

Содержание может быть мотивационным. Люди обмениваются целями, идеями и задачами.

По цели оно разделяется на:

  1. биологическое (необходимо для сохранения вида);
  2. социальное (укрепление достигнутых связей, поиск новых контактов для взаимодействия);
  3. деловое;
  4. личностное;
  5. инструментальное — стимулирует, ставит задачи и заставляет искать пути их решения.
  6. целевое — служит средством удовлетворения специфической потребности (передача знаний, умений и навыков).

По степени опосредованности

По этому показателю различают непосредственное взаимодействие (лицом к лицу) и опосредованное. Каждая вовлеченная в процесс сторона получает информацию по телефону, в сообщении или письме.

По временному контексту

По этому показателю межгрупповой контакт может быть длительным или коротким. Обмениваться сведениями и повышать свой социальный статус люди могут ежедневно или по определенному графику.

По форме отношений

Классификация по этому параметру следующая:

  • дружественное;
  • деловое;
  • личностное;
  • массовое;
  • прямое;
  • косвенное.

Человек стремится адресовать информацию определенному кругу лиц, среди которых могут быть друзья или деловые партнеры. От этого зависит форма подачи, манера поведения, эмоциональность.

Типы психологических взаимоотношений

Для организации правильного и полного взаимодействия необходимо принимать во внимание типы межличностных контактов.  Каждый из них имеет отличия, по которым можно определить, как передать сообщение. Для выстраивания беседы и контактов, закрепления достигнутых результатов и создания необходимого впечатления требуется искусство расположения к себе.

Существуют 3 основных типа:

  1. императивый;
  2. манипулятивный;
  3. диалогический.

Каждый тип определяет восприятие, которое будет постепенно выстраиваться во время общения.

Императивый

Императивное общение представляет собой сложный для восприятия и принятия тип коммуникации. По своей сути это авторитарная форма воздействия на партнера, задействованного в беседе. Цель — проявить ораторское искусство и с его помощью подчинить собеседника своей воле, заставить согласиться с мыслями и убеждениями.

Императивный тип позволяет достичь контроля над поведением, мыслями. Ему свойственно принужде­ние к определенным действиям и решениям. Парт­нер по общению рассматривается человеком в качестве объекта или механизма, которым можно управлять, подстраивать под себя. Особенность типа заключается в том, что принуждение не скрывается. В качестве доказательства своих действий выступают такие приемы, как угрозы, требования, запугивания.

Манипулятивный

Манипуляция — тип, к которому прибегают в общении достаточно часто. Он имеет сходные черты с принуждением. Главная составляющая коммуникации — оказание воздействия на партнера по общению. Отличие от императива — скрытые от другого человека намерения, утаивание истинного смысла действий. Основа — контроль над мыслями и поступками собеседника.

Второй участник не воспринимается как полноценный участник беседы. Это механизм, который можно подстроить под собственные желания, направлять и руководить им.

Позитивные действия и добрые поступки воспринимаются в этом случае как сигнал к возможностям манипулятора достичь поставленной им цели. В 90% случаев общество не воспринимает и не поддерживает выбранную модель поведения, так как она ведет к разрыву отношений и потере доверительных связей.

Диалогический

Тип, который можно сформулировать как золотую середину между императивом и манипуляцией. В основе лежат равные права всех участников беседы, общения и взаимодействия. 

Диалог выстраивается при соблюдении следующих правил:

  1. Выбран правильный психологический настрой.
  2. Присутствует доверие к партнеру по коммуникации (отсутствуют сравнения, оценка действий и внешности).
  3. Доверие к намерениям.
  4. Партнер воспринимается как равный.

Общение протекает в русле общих проблем, интересов и привязанностей — реализуется принцип проблематизации. Коммуникация не должна мешать целям и задачам, которые каждый из участников поставил перед собой. Не следует привлекать в качестве доказательств чужие мысли или указывать на авторитетных личностей, так как главными в общении являются собственные мысли и чувства.

Помехи в общении

Снижению качества коммуникации способствуют помехи в общении. В психологии выделяют следующие причины:

  1. источник информации;
  2. получатель (второй участник общения или остальные члены группы);
  3. окружение.

Человек, выступающий в качестве источника информации, плохо передает суть сказанного, делает это грубо, невнятно. Получатель — участник коммуникации, который не хочет участвовать в разговоре или чувствует себя дискомфортно. Окружение может помешать общению, создавая шумовые помехи.

Также участники могут выстраивать проблемы следующих типов:

  1. физиологические (проблемы со слухом, речью, зрением или подвижностью);
  2. языковые (возникают у иностранцев);
  3. поведенческие (несоответствие действий и жестов с речью и информацией, неумение или нежелание слушать собеседника).

Помехи в общении могут иметь психологическую природу: предвзятость и узость мышления, неоправданные ожидания и надежды, выставленные конфликтные параметры. Стереотипы также относятся к помехам в процессе коммуникации. Необходимо стремиться к устранению возникающих проблем и помех, чтобы расширять круг общения, постоянно получать информацию, развиваться и совершенствоваться.

Общение — важная часть жизни человека. Без него невозможными будут развитие и социализация. Соблюдение правил поведения и выстраивание доверительных отношений помогут в процессе коммуникации.

Источник: https://love-is.org


Поделиться
Закрыть