Виды мотивации персонала в организации и их классификация

Виды мотивации персонала в организации
Поделиться

Типы (виды) мотивации персонала в организации. Классификация

Жизнь любого человека представляет собой процесс постоянного движения вперед, достижения новых результатов, преодоления трудностей. Движущей силой в этом процессе является мотив, объясняющий смысл поступков и действий. Зависимость действий человека от мотива раскрывают типы мотивации.

Мотивация: понятие и виды

Комплекс стимулов (внутренних и внешних факторов), которые побуждают человека к действиям и есть мотивация.

Психологи не пришли к единому мнению, какая бывает мотивация.

Большинство из них выделяют основные виды мотивации:

В зависимости от источника возникновения:

  • внешняя – мотивация, не связанная с содержанием какой-либо деятельности, а продиктованная внешними факторами (участвовать в соревнованиях с целью получения награды);
  • внутренняя – обусловленная желанием человека действовать ради получения собственного удовлетворения (заниматься спортом для улучшения самочувствия).

В зависимости от качества стимулов:

  • положительная – мотивация, гарантирующая получение собственной выгоды, успеха, достижений (хорошо выполненное задание позволит получить премию и уважение коллег);
  • отрицательная, при которой мотивирующим фактором выступает что-то отрицательное (штраф за опоздание на работу дисциплинирует сотрудников).

Данные виды мотивации персонала в организации считаются наиболее эффективными (метод кнута и пряника).

В зависимости от необходимости обоснования:

  • устойчивая – мотивация, удовлетворяющая естественные потребности человека в пище, жилье и др.;
  • неустойчивая – требующая постоянных внешних стимулов.

Известны и другие виды мотивации труда – в зависимости от применяемых способов:

  • нормативная – идейно-психологическая мотивация, побуждающая человека к действию;
  • принудительная – применение власти или угроз;
  • стимулирующая – влияние на личность посредством обещанных благ.

Виды мотивации учебной деятельности

Выделяют 2 основные группы мотивов:

  1. Познавательные – направленные на получение новых знаний;
  2. Социальные – связанные со взаимодействием учащихся со сверстниками и взрослыми.

И познавательные, и социальные виды учебной мотивации отвечают динамическим характеристикам: устойчивостью, модальностью (эмоциональным окрасом), выраженностью мотива, силой и быстротой.

Известные модели мотивации

Модель Абрахама Маслоу – основоположника одной из наиболее популярных теорий мотивации, представляет собой 5-уровневую пирамиду потребностей человека:

1 – (низший) уровень – физиологические потребности (дыхание, сон, пища и др);

2 – потребность в безопасности (материальная обеспеченность, жилье, юридическая защищенность);

3 – потребность принадлежать к какой-либо группе (родственники, коллеги), получать поддержку и понимание;

4 – потребность в уважении;

5 – потребность в самоутверждении, раскрытии личностного и профессионального потенциала.

По мнению Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности постепенно – от первичных (физиологических) до высших.

Модель мотивации В. Врума, основанная на теории ожиданий, подчинена законам математики и выглядит как произведение 3 переменных:

Advego - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов
  1. ожидание того, что выполненные действия приведут к необходимому результату;
  2. ожидание вознаграждения за достигнутый результат;
  3. валентность, отражающая степень проявления отдельных мотивов.

Мотивация по данной модели пропорционально зависит от значений каждого из переменных – чем выше значение, тем выше мотивация. В случае нулевого значения одного из сомножителей мотивация также будет равна нулю.

Классификация мотивации в зависимости от групп потребностей

Материальная – мотивация, стимулирующая к повышению достатка, уровня жизни (премии, повышение зарплаты, льготы, ценные подарки и др).

Некоторые виды нематериальной мотивации:

— трудовая – связанная с организацией труда, изменением его содержания, режима и условий;

— статусная – удовлетворяющая стремление человека занять более высокую должность, выполнять более ответственные задания.

Разные виды нематериальной мотивации персонала не менее материальных стимулируют сотрудников к улучшению качества работы.

Основные формы мотивации

В зависимости от сферы деятельности применяются разные формы мотивации персонала:

  1. Зарплата;
  2. Премии;
  3. Льготы:
    —  внутрифирменные (питание, кредиты, покупка продукции по льготной цене);
    — нематериальные (прибавка к отпуску, отгулы, гибкий трудовой график);
  4. Повышение сотрудников в должности;
  5. Создание положительной атмосферы в коллективе (сплочение неформальных групп);
  6. Делегирование сотрудникам вопросов управления.

Источник: https://z-motiv.ru


Поделиться
Закрыть